Особенности адаптации детей к ДОУ
Поступление ребенка в ДОУ сопровождается определенными психологическими трудностями. Эти трудности связаны с тем, что малыш переходит из семейной, привычной среды в среду детского сада. Условия ДОУ специфичны, это особая микро социальная среда, которая не может быть одинакова с условиями семьи.
ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТСКОГО САДА ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Длительное совместное пребывание большого количества сверстников, приводит к быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей. Увеличивается возможность перекрестного инфицирования.
2. Определенные педагогические требования и правила несколько сковывают индивидуальность ребенка, могут привести к отрицательным проявлениям в поведении ребенка.
Определенные социальные условия требуют соответствующих форм поведения. Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение — социальная адаптация. Когда ребенок поступает в ДОУ, меняется среда, т. е. материальная обстановка, встреча с незнакомыми взрослыми. У ребенка отмечается возрастная незрелость системы адаптационных механизмов, поэтому изменение среды приводит к психическому напряжению , а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения ребенка.
Предлагаем вашему вниманию характеристику групп адаптации. Анализ процесса адаптации поможет Вам вскрыть причины возможной заболеваемости детей при поступлении в ДОУ.
1 ГРУППА — адаптация легкая: реакции прочные, так как течение болезни быстрое, восстановление быстрое.
2 ГРУППА — адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта с детьми: темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление медленное.
3 ГРУППА — адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности): течение болезни медленное, с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные.
4 ГРУППА — крайне тяжелая адаптация: болезнь тяжелая, восстановление медленное, реакции не прочные.
Заранее узнайте у врача, какой тип адаптации возможен у Вашего ребенка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.
Необходимо буквально с самого рождения тренировать систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения. Гуляя во дворе на детской площадке научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, приучите просить игрушки, а не отнимать, предлагать свои игрушки другим детям. Приучайте общаться со взрослыми — мамами детей. Чем с большим количеством детей и взрослых малыш сможет построить отношения, тем быстрее и легче привыкнет к яселькам.
Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1год 3месяца, 1год 6 месяцев, 1год 9 месяцев, 2года 3месяца, 2года 6 месяцев, 2года 9месяцев, 3 года.
Отправляйте ребенка в ДОУ только здоровым.
Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня ДОУ и введите их в домашний распорядок дня.
Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
Обучайте ребенка дома необходимым навыкам самообслуживания.
Подчеркивайте, что ваш ребенок как прежде дорог Вам и необходим.
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц, посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.
Опыт работы показывает, что в среднем адаптация более-менее легко проходит при таком графике посещения ДОУ:
1 НЕДЕЛЯ — 2 ЧАСА
2 НЕДЕЛЯ — ДО ОБЕДА
3 НЕДЕЛЯ — можно оставить спать, но забрать сразу после тихого часа (около 15 часов), так как дети просыпаются очень рано (13-30).
Постарайтесь пораньше познакомить ребенка с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени пойдет. Можно походить с ребенком на прогулку в садик и погулять вместе с детьми.