КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ, ИЛИ ПОСЛЕДНИЙ КИРПИЧ
В ФУНДАМЕНТЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Из книги Кравцовой Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника»
Психическое развитие ребенка проходит последовательно несколько этапов. В одни периоды развитие идет поступательно и внешне почти незаметно, в другие — скачкообразно, бурно, и не заметить это невозможно: за считанные дни ребенок резко меняется, становится другим, не похожим на себя, каким он был всего лишь несколько дней назад. Кроме того, он зачастую противопоставляет себя взрослым и поэтому становится плохо управляемым и непослушным. Такие периоды в психологии получили наименование кризисов психического развития. Несмотря на связанные с ними трудности и внешнюю непривлекательность их проявлений, кризисы необходимы для психического развития ребенка. Они делают малыша более личностно развитым и дают ему такие свойства и качества, которые необходимы для его новой, более «взрослой» жизни.
Кризис трех лет, о котором мы говорим в этой главе, отвечает всем перечисленным выше характеристикам. Часто его называют в психологии «кризис — я сам». Это, по психологической терминологии, главное психологическое новообразование кризиса. Что дает ребенку это новообразование? Каков его психологический смысл?
Мама и сын встречают вернувшегося с работы папу. Мальчик возбужденно рассказывает:
- Папа, сегодня мы стирали, потом убирали, а потом еще обед готовили.
- Кто же это все сделал? — спрашивает папа.
- Я и мама, — ничуть не смутившись, отвечает малыш.
- Но ведь ты только стоял около меня, — пытается восстановить спра
ведливость мама.
- Ну да, я и говорю, мы готовили, убирали и стирали.
Этот разговор с родителями — типичное проявление ребенка до кризиса трех лет. Но вот прошло совсем немного времени, и этот же мальчик говорит маме, которая с удивлением обнаружила, что сын что-то стирает в тазу: «Мама, уйди, пожалуйста, я сам. Нет, не стой здесь, я же сам стираю».
Что же произошло с малышом? Он просто вырос и изменился качественно. Он перерос кризис трех лет, во время которого приобрел способность осознавать" и чувствовать себя субъектом деятельности, научился отделять свои действия от действий других. У него появляется самосознание. Это дает возможность ребенку строить собственную индивидуальную деятельность. Именно это и является тем последним условием, которое позволяет воображению выделиться в самостоятельный психический процесс.
Долгое время у нас было не принято говорить и писать об индивидуальной деятельности, тем более возносить ее на щит. Мы с ранних лет учили (а вернее, не учили) ребенка жить в коллективе, действовать со всеми сообща, ходить строем, «вместе весело шагать по просторам» и припевать — лучше хором, а не в одиночку. А, собственно, почему? А если не вместе? Тогда, по мнению многих теоретиков от педагогики, это плохо.
Мне как-то выговаривала воспитательница в детском саду: «Ваш сын мальчик вообще-то неплохой, но он не хочет жить в коллективе. Он играет в одиночестве, ну максимум еще с одним ребенком». Разговор этот происходил много лет назад. Сейчас мой сын уже вырос, но по-прежнему не любит «коллективных» дел, в которых задействовано большое количество людей. Правда, это не мешает ему пользоваться авторитетом и уважением среди сверстников и участвовать в совместных делах.
Мнение о нем воспитателя как нельзя лучше характеризовало точку зрения официальной педагогики на индивидуальную деятельность детей. Взрослые всеми доступными и мало доступными им средствами старались «втиснуть» малыша (хочет он того или не хочет) в коллектив. И быть может, именно поэтому воображение у многих наших детей, особенно ярких «коллективистов», оставляет желать лучшего. Ведь не зря волшебный мир или мир волшебника - это прежде всего результат индивидуальной деятельности человека, как
взрослого, так и ребенка.
Несколько лет назад мне пришлось разговаривать о воображении с видным американским психологом Ю. Бронфенбреннером. Он был приглашен в Японию с лекциями, чтобы помочь развить воображение у студентов. Оказывается, отличительной чертой японской молодежи является, как сказал профессор Бронфенбреннер, полное отсутствие воображения в его «европейском» понимании. «Как это может быть?» — удивилась я. «Я предлагал студентам: "Представьте себе, что перед вами овраг. Что вы видите на дне оврага?". И если американскому студенту понадобилось на решение этой задачи не более минуты, а ребенку и того меньше, то японцы долго и недоуменно смотрели на меня, а потом, в большинстве случаев, говорили: "Но здесь нет оврага, профессор"».
Что это — национальная черта? Может быть, она чем-то обусловлена?
Давайте вернемся к началу развития воображения, к дошкольному возрасту. Несколько лет назад у нас вышла интересная книга о детских садах Японии. Она пользовалась колоссальным успехом — ее читали и цитировали, на нее ссылались, ставили в пример. С тех пор японский детский сад стал у нас в чем-то считаться идеалом, а основные принципы его построения признаются неоспоримыми. Но давайте присмотримся к ним повнимательнее.
Конечно, наши японские коллеги преуспели во многом. И есть очень интересные находки и методические решения. Но меня всегда поражало одно обстоятельство. С самого раннего детства ребенок у них — часть общего со взрослым или с другими детьми коллектива, он — составная часть какого-либо целого, у него нет никакой собственной индивидуальной деятельности, да и в структуре общей деятельности для нее нет места.
Об этом же пишет В. Я. Цветов в своей книге о Японии «Пятнадцатый камень сада Рёандзи». Японец — это прежде всего член какого-либо сообщества. Это — семья, в которой он живет, фирма, в которой он работает, студенческая группа, в которой он учится. Все личное, индивидуальное, не соответствующее общине, неизбежно подавляется. Именно поэтому, несмотря на самые прогрессивные технологии, сознание у японцев в чем-то феодальное, даже феодально-общинное.
Может быть, это и есть основная причина отсутствия воображения у японцев?
Косвенное подтверждение этому я услышала от заместителя директора Токийского института детства на заседании, посвященном проблемам детского творчества. Она сказала, что если рассматривать творчество и воображение (как мы делаем в настоящей книге), то в Японии нет ни того ни другого. «Мы гениальные... исполнители», — вот оценка «волшебного» мира японцев, данная профессиональным педагогом и психологом.
Конечно, коллективная деятельность ребенка со взрослым и сверстниками — непременное условие психического развития малыша. Но коллективная деятельность коллективной деятельности — рознь. Говоря о коллективной деятельности как источнике психического развития, мы имеем в виду такую, в которой участники являются полноценными субъектами деятельности, т.е. они (несмотря на количество участников) — не винтики, не механизмы, необходимые для ее осуществления, а прежде всего ее центр. Они создают и сознают ее цели, оценивают и контролируют ее. Абсолютно ясно, что все эти функции недоступны детям до определенного возраста, но важно не то, что есть на самом деле, а то, как ребенок к этому относится, как себя ощущает. Именно его отношение и самочувствие дают возможность возникнуть самосознанию, позволяют отделить свои действия от действий других и построить собственную деятельность.
Я уделяю этому фактору так много места по нескольким причинам. Во-первых, это, к сожалению, зачастую не осознается взрослыми, и мы сами, того не желая, не только не будим волшебника, а губим его в зародыше. Очень часто непослушный, капризный (кризисный) ребенок — это повод для нас показать свою власть: «Нет, ты будешь!», «Нет, ты не пойдешь!», «Нет, ты оденешь!» и т.п. И мы всеми педагогическими, а часто уж совсем не педагогическими средствами заставляем ребенка делать так, как хотим мы, т.е. быть исполнителем нашей воли, винтиком в нашей деятельности. А потом сокрушенно говорим, что у ребенка очень бедные представления и чуть что он прячется за нашу юбку.
Во-вторых, мы часто убеждаемся на практике, что не имеющий самостоятельной деятельности ребенок не умеет себя занять, досаждает взрослым своими капризами и часто страдает беспочвенными страхами. А позже, в школе, такие дети отличаются тем, что по 4—5 часов выполняют домашние задания, так как не могут сосредоточиться. Один мальчик постоянно просил маму: «Посиди со мной, пока я делаю уроки, а то я отвлекаюсь».
Наконец, в-третьих, не владеющие самостоятельной индивидуальной деятельностью дети никак не могут стать участниками полноценной коллективной деятельности. Они никогда не станут «коллективистами», несмотря ни на какие наши ухищрения. В лучшем случае они начнут подражать другим детям, часто просто им завидовать, станут агрессивными и ябедами. Какие уж тут волшебники!
Поэтому давайте создадим ребенку такие условия, чтобы он мог состояться, чтобы кризис «я сам» принес не только сложности, но и ту ничем не заменимую пользу, без которой мы никогда не разбудим в ребенке волшебника.
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я — ВООБРАЖЕНИЕ!»
Если нам удалось построить прочный фундамент, то после 3 лет у ребенка в психическом развитии происходят качественные изменения: у него появляется воображение как самостоятельная функция. И появление этой функции коренным образом меняет всю жизнь ребенка.
Проведем такой эксперимент. Посадим перед детьми куклу и попросим их сказать: «Кукла стоит». Один ребенок, даже если очень хочет вам угодить, не сможет сделать это. Он будет повторять: «Кукла сидит». Он может запинаться, задумчиво шевелить губами, но все равно скажет «сидит». Другой малыш справится с этим заданием довольно просто. Он скажет «стоит». Этот ребенок может повторить безболезненно практически любое высказывание, как бы оно ни противоречило тому, что он видит перед собой.
Чем различаются эти дети? Оказывается, воображением. Если у первого ребенка воображение существует внутри других психических процессов, то у второго — воображение уже самостоятельный психический процесс.
Как-то меня попросили проконсультировать одного мальчика. Родителей очень беспокоило, что сын не говорит слово «я».
- Как тебя зовут? — обратилась я к коренастому мальчугану лет трех.
- Вова.
- Ты хочешь со мной поиграть? — спросила я.
- Вова хочет.
- А ты умеешь играть в солдатики?
- Вова не умеет.
- Вот видите, — умоляюще посмотрела на меня Бовина мама.
- Знаешь, — предложила я, — давай ты будешь котенок.
- Вова — Вова, а не котенок, — упрямо твердил мальчик.
Это типичный, можно сказать, хрестоматийный пример кризисного ребенка, который только научился выделять себя из окружающего мира и всячески, в том числе и словесно, подчеркивал это.
Прошло совсем немного времени, всего месяца полтора, и Вова перестал быть только «Вовой». Он был то котенком, то собакой, то королем, а то и машиной.
Что же произошло? Как и в первом случае, во всем «виновато» воображение. Это оно дает ребенку способность принимать на себя любые образы.
Практически все дети любят рисовать. Вот довольно типичная картина: малыш старательно чертит что-то на бумаге, от усердия высунув язык.
- Что ты делаешь?
- Я рисую.
- А что ты рисуешь?
- Я рисую.
- А что это? Что здесь будет?
— Я же рисую.
Добиться ответа невозможно, тогда решаю помочь малышу.
- Это дом? — спрашиваю его.
- Дом.
- А может, машина?
- Машина.
- Так что это?
Мальчик молчит и продолжает рисовать.
А вот другой пример. Ситуация и действующие лица те же, но спустя некоторое время.
- Что ты делаешь?
- Я рисую машину.
- А по-моему, это дом.
- Да нет же, это машина, ну как ты не видишь!
И здесь, так же как и в примере с куклой, дети отличаются прежде всего уровнем развития воображения. Если раньше воображение существовало и развивалось внутри других психических процессов и ребенок не мог оторваться от наглядности (кукла сидит или нет), не мог принять на себя никакую роль-образ и осмыслить созданный им рисунок, то появление воображения как самостоятельной функции дает ему возможность не зависеть от реальности, принимать на себя образы любых людей и предметов и действовать не импульсивно, как попало, случайно, а по собственному замыслу. Все это дает толчок воображению. Оно открывает перед ребенком новый мир — мир сказки, помогает перевоплощаться, делает его независимым от ситуации — надситуативным, оно делает малыша волшебником!
КАК УЗНАТЬ, РАЗВИТО ЛИ У РЕБЕНКА ВООБРАЖЕНИЕ
Итак, все (или почти все) дети — волшебники. Но волшебники бывают разные: бывают большие и всемогущие, а бывают маленькие и не очень сильные. В каждом ребенке свой волшебник, и, как правило, родители очень хотят узнать, какой он.
Для диагностики воображения существуют специальные методики, они используются специалистами в психологических консультациях. Я же хочу рассказать вам о том, как в домашних условиях можно продиагностировать ребенка. Этому помогут методики-игры, которые скрасят семейный досуг; дети их очень любят. Кроме того, игры обладают еще одним «волшебным» свойством — они позволяют по-новому строить общение с ребенком и тем самым не только диагностируют, но и развивают его воображение. Вот одна из таких игр.
Если вы помните, одной из существенных черт воображения является способность видеть целое раньше частей. Давайте проверим это на опыте.
Подберите несколько картинок в двух экземплярах. Одну картинку из каждой пары оставьте целой, а другую разрежьте на части (от 1/4 до 1/32). Разрезать нужно так, чтобы по одному из фрагментов (даже самому большому) было трудно воспроизвести все изображение.
Игра проводится следующим образом: перед ребенком выкладывают целые картинки и разрезанные кусочки. Взрослый просит малыша помочь ему и угадать, от какой картинки тот или иной фрагмент. Если вашему ребенку более 5 лет, то можно усложнить задание и сказать, что была еще одна целая картинка, но она потерялась, и части, которые надо отнести к какой-либо картинке, могут быть и от нее.
В зависимости от возраста и уровня развития воображения дети будут решать предложенную задачу по-разному.
Для одних такое задание окажется непомерно трудным. Ребята будут бесцельно перебирать кусочки или рассматривать предложенные целые картинки, даже не пытаясь найти, от какой картинки тот или иной фрагмент. Как правило, это дети, у которых воображение не выделилось еще в самостоятельный процесс.
Другие с радостью примутся за выполнение задания, иногда даже и не дослушав взрослого. Они выберут самый большой фрагмент и начнут прикладывать его поочередно ко всем картинкам. Убедившись, что сравнить кусочек наложением нельзя, они или откажутся выполнять задание (и это очень плохой симптом, говорящий о недостаточно развитой индивидуальной самостоятельной деятельности), или ткнут пальцем в первую попавшуюся картинку, да еще и «теорию» к этому подведут: «Этот кусочек похож на хобот, а хобот у слоненка, значит, этот кусочек от картинки со слоненком». Самое интересное, что невозможность угадать картинку по крупному фрагменту ничего не изменит в поведении детей. Они по-прежнему будут пытаться найти картинку, используя именно его.
Некоторые дети решают предложенную задачу таким образом, что выбирают, разные по величине фрагменты, долго их рассматривают, а потом предлагают аргументированное решение.
«Мы с папой были в зоопарке. Слоновник был закрыт, но папа поднял меня, и я посмотрела в дырочку. Вот что я увидела (показывает кусочек). Наверное, этот кусочек от картинки со слоненком». Или: «У меня была вот такая игрушка (показывает на целую картинку). Но потом она поломалась и от нее отвалилась такая часть (показывает на фрагмент картинки). Это кусочек от куклы».
Есть среди детей и такие, которые, решая предложенную задачу, разыгрывают целый спектакль. Во-первых, они работают не только с кусочками картинок, но и с их целыми аналогами. Они оживляют их, придумывают им прошлое и будущее и в свой рассказ включают фрагмент, который надо угадать, и даже все предложенное задание.
Например:
«Жил-был слоненок. Он был очень непослушный и как-то раз убежал из дома. Шел он, шел и встретил какой-то кусочек. "Ты кто?" — спросил слоненок. "Неужели ты не узнаешь меня? — сказал кусочек. — Я — лапа медвежонка"».
Если проанализировать ответы детей, легко можно убедиться в том, что каждая группа при выполнении этого задания руководствуется своими принципами. Одни, безусловно, исходят из предметов: их очертаний и формы, значений и смысла. (Это они пытаются «угадать» фрагмент, приписав ему очертания какой-то части игрушки, изображенной на целой картинке.) Помните строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Чего боялся Петя?»?
В темноте увидел Петя Ступу с бабою-ягой. Оказалось на рассвете — Это печка с кочергой.
У таких ребят воображение очень тесно связано с восприятием. Им свойственно домысливать предметы, переносить на незнакомые предметы значение и функции знакомых. Они часто придумывают вещам новые названия, приписывают им волшебные свойства, оживляют их, придают им мистический смысл.
Другие дети при решении предложенного задания руководствуются уже не отдельными предметами, а своим, пусть небольшим, опытом. Они «обыгрывают» задание, вспоминая про закрытый слоновник или сломанную игрушку. Их воображение уже значительно больше развито и предоставляет им большие возможности, делает их более независимыми. Ведь при соотнесении фрагментов они могут исходить не только из изображенных вещей и конкретной ситуации задачи, они привносят в нее новые персонажи, моделируют новые ситуации. Они становятся более свободными, и потому их волшебство набирает силу. Специфической чертой этой группы малышей является то, что они самым нелепым, самым нереальным картинкам и рассказам всеми силами пытаются придать реальный смысл. Их рассказы часто начинаются словами: «Когда я был маленьким...», «В одной стране далеко, далеко...», «Однажды папа мне рассказывал...», «Я видел по телевизору...». На недоуменный вопрос взрослых, а иногда и предвосхищая его, дети горячо пытаются убедить слушателей в своей правоте: «Правда, правда, я сам видел», «По правде, мне такую книжку читали», «Это точно было, мой дедушка сам там был» и т.п.
В реальной жизни эти дети очень любят знакомое, известное и всячески избегают нового. Одна девочка без конца просила рассказать сказку «Красная Шапочка», причем слово в слово. На предложение мамы почитать другую сказку дочка воспротивилась: «А вдруг в ней дровосеки не успеют спасти бабушку и Красную Шапочку?» Однажды, правда, уступив просьбам матери, девочка сама решила сочинить новую сказку: «Давно-давно жила-была девочка с мамой. Мама сшила ей голубую шапочку и все стали ее звать Голубая Шапочка». Далее текст следовал без изменения.
Родители испытывают большие трудности, если опыт, который приобретают дети, оказывается эмоционально отрицательным. Например, мальчик шел по улице, и его облаяла собака. Он стал сторониться собак, хотя раньше любил и не боялся их, да и гулять он хотел уже только на другой улице.
Как видно из приведенных примеров, воображение этих детей очень тесно связано с памятью.
Еще одна группа детей, решая предложенную задачу, исходит уже не из предметов и не из прошлого опыта, а из своей особой внутренней позиции. Это она, внутренняя позиция, дает возможность оживлять картинку (как целую, так и фрагменты), обеспечивает ребенку большую свободу, делает его независимым, всемогущим волшебником. Дети, имеющие такую позицию, способны действовать по собственному замыслу — они рисуют картинки с сюжетом, сочиняют сказки и рассказы, придумывают новые игры и даже научаются выходить из любой трудной ситуации. Так, однажды мальчик, боявшийся Кащея Бессмертного, нарисовал его на маленьком кубике, зажал в кулаке и... перестал страшиться. А другой, не очень любящий вечером выходить в сад в темноте, брал с собой обычный брусок, говоря, что это волшебный фонарь и когда он светит, все злое пропадает. Могущество этих волшебников в том, что они могут сделать себя большими и сильными, а злую Бабу-Ягу маленькой и слабой. Трусливых могут сделать храбрецами, а злых превратить в добрых. Как вы сами понимаете, без волшебства здесь не обойтись!
Конечно, приведенные компоненты воображения появляются у детей постепенно, а выделенные нами условные группы есть не что иное как стадии развития воображения в дошкольном возрасте. Но прежде чем перейти к описанию развития воображения, давайте посмотрим, из чего оно состоит.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВООБРАЖЕНИЕ
Если проанализировать поведение и ответы детей, сравнивавших фрагменты и картинки, то легко можно обнаружить три составляющие воображения. Это — предметная среда, прошлый опыт и особая внутренняя позиция.
Все три компонента в совокупности и составляют особенности психической функции, которая носит в психологии название воображения. Вместе с тем на каждом уровне развития воображения какой-либо из его компонентов представлен в большей степени. На первом уровне — это предметная среда. Помните желание детей во что бы то ни стало найти сходство в предметных очертаниях? На втором уровне — это прошлый опыт. Именно он помогает ребенку восстановить целое из фрагмента (дырка в слоновнике, деталь от куклы). Наконец, третий уровень отличает прежде всего особая внутренняя позиция. Благодаря ей ребенок начинает оживлять картинку, рассматривать ее целиком, придумывать ей прошлое и будущее.
Если повнимательнее прислушаться к ответам детей, то мы с вами сможем конкретизировать то теоретическое положение В. В. Давыдова — видеть целое раньше частей, о котором мы говорили ранее (см. главу «Что такое воображение»). Этим «целым», позволяющим ребенку затем видеть и понимать отдельные его части, является контекст, или смысловое поле, предмета или явления. Другими словами, для того чтобы догадаться, что указанная часть картинки — от «слоненка» или от «пирамидки», ребенок должен ясно представить себе слоненка или пирамидку, и тогда фрагмент приобретает смысл кончика хобота или частички от колечка. Представить этот образ ребенку помогает предметный мир (первый уровень), или прошлый опыт (второй уровень), или существование особой внутренней позиции (третий уровень).
Таким образом, воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребенка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т.е. способствует развитию у детей творчества.
Рассмотрим подробнее значение выделенных нами компонентов воображения. Несмотря на то, что, как мы уже говорили, все три составляющих воображения присутствуют в явном или скрытом виде на всех уровнях развития воображения, их значение для воображения нельзя признать одинаковым. Если представить себе, что ребенок на низших уровнях развития воображения имеет только предметную среду или прошлый опыт, то тогда у нас не было бы достаточных оснований считать, что мы имеем дело с воображением, а не с восприятием или памятью. Действительно делает воображение воображением особая внутренняя позиция. Это она дает малышу «новые глаза», которые позволяют ему привнести смысл в увиденное, припоминаемое или даже «сотворить» что-либо по собственному замыслу. Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить как движение ребенка к этой позиции. На нижних уровнях развития воображения удерживать ее помогают предметная среда, или прошлый опыт. К концу дошкольного возраста эта позиция уже не нуждается в таких «костылях».